Действие сценическое: Определение и отличие

admin Хранители Петербурга

Юрий Кретов

Рисунок художника театра ДИКЛОН Александра Батухтина

 

 

Действие сценическое –

намеренность, реализующаяся в квази-действии

через цель воображаемого результата

в мнимости.

Юрий Кретов

Тезисно представлю некоторые отличия сценического действия от несценического.

  1. В изображаемом поле значений (предполагаемые обстоятельства пьесы в представлении драматурга трансформируются в предлагаемые обстоятельства в спектакле в представлении режиссера) соединение представлений в квази-действии, имеющих для каждого индивида свое значение, в сопряжении являющее знак в мнимом с целью узнавания.
  2. В мнимости ситуации в квази-действии (знаю, что произойдет, но делаю вид, что не знаю, или делаю вид, что известное мне неизвестно).
  3. В воображаемом уподоблении действию через знак (ищу в себе значимо-соматическое, имеющее отклик в сомо-значимом и обнаружение во мне моей намеренности, соответствующей изображаемому в подобии).
  4. Через подобие подражания действию к образу действия, как знак, имеющий смысл в значении развернутого жеста.

Пункт 1 – как я принимаю

Пункт 2 – как я верю

Пункт 3 – как я уподобляюсь (перевоплощаюсь)

Пункт 4 – как я реализуюсь

Юрий Кретов

В действии несценическом, если кто-то использует эти признаки, можно по жизни слышать фразу: что за спектакль вы нам тут разыграли?.., причем, чем сильнее опосредованность во мне мной действует, тем ярче и убедительнее игра.

Просматривая интернет, не нахожу хоть сколько-нибудь внятного определения сценического действия.

В качестве примеров привожу три варианта существующих определений из интернета.

Действие часто определяется как единый, неделимый психофизический процесс направленный на достижения цели в борьбе с предлагаемыми обстоятельствами малого круга, каким-либо образом выраженный во времени и в пространстве.

Это определение действия вообще, но не в частности – сценического.

Или:

“Сценическое действие – это единый психофизический процесс достижения цели в борьбе с предлагаемыми обстоятельствами малого круга, выраженный во времени и пространстве.” То же самое, здесь определение общего характера.

Еще вариант:

“Сценическое действие – это жизненное действие в сценической обстановке. Целесообразно заниматься тренингом действия в условиях, максимально приближенных к сценическим; так вернее создаются нужные навыки.” Здесь опять не дано определение и отличие что такое ”в сценической обстановке.”

Фактически, ни в одном из вариантов нет ни определения, ни описания отличия действия сценического от несценического. Поскольку то же самое можно сказать и про действие в повседневной жизни: единый психофизический процесс. И то же самое – про обстоятельства. В одном случае они – просто обстоятельства, в другом случае они где-то уже кем-то или кому-то предлагаются. Скажем, закон гласит одно, а чье-то распоряжение – это предполагаемые обстоятельства, превратившиеся в предлагаемые. Попытка преодолеть их как препятствие, обостряющее действие, может закончиться штрафом. Хотя цель – доказать что вы правы, вы достигли, правда в результате потеряли деньги.

Повесть Гоголя “Записки сумасшедшего” это история болезни его героя. Распад личности героя осуществлялся как единый психофизический процесс.

В постановке Александра Белинского Евгений Лебедев действовал в воображаемом поле значений и смыслов через мнимость. Все равно – это единый психофизический процесс.

Большое количество пациентов психиатрических больниц в любых формах заболевания обнаруживают единый психофизический процесс распада личности. Поэтому “единый психофизический процесс” не определяет принадлежности к сценическому действию, “мнимый” – определяет. В пунктах 1, 2 и 3 это описано.

Как удивительно безупречно в мнимости через подобие Лебедев приходил к значениям, которые затем обнаруживали смыслы. Он был невероятно убедителен. Мы нигде не видим фальши. И в этой условности он лаконичен и правдив. Мы понимаем, что те предлагаемые обстоятельства, которые непреодолимой стеной встали перед персонажем Лебедева, и были причиной болезни. Причиной, но не основой. Основа крылась в свойстве природы и организации личности персонажа.

Но вот что интересно. В своей основе одаренность актерская как раз в той же степени и близка в способности принимать мнимое на веру. И потому причиной устойчивых нарушений психики могут оказаться роли, которые актер играет в мнимом, то есть в сценическом.

В своем опыте я напрямую сталкивался с такими ситуациями. Народная артистка России Эмилия Попова и заслуженный артист РСФСР Михаил Волков, которых я знал лично, практически закончили свою жизнь в психиатрической лечебнице. И сама актерская природа, если это дар божий, такова – играя в мнимости, актер в подобии изображаемого перенимает свойства играемого персонажа. А поскольку это – профессия, эти свойства становятся значимо соматическими, закрепляясь как сома-значимость. А это уже физиология, где организуются новые синаптические связи, возможно конфликтующие с прежними.

Вновь возникшие синаптические связи, находя отражения в рефлексах, образуют устойчивый энергокаркас, в котором протекают процессы через импульсную природу явлений. А теперь представьте: новая роль в персонаже после какого-то количества сыгранных спектаклей деформирует этот каркас, переориентируя эти связи, либо разрушая. Таким образом, актерская природа может выдержать деформацию ограниченное количество повторений в какой-либо устойчивости.

Предполагаю, что при условии одаренности, каждый актер имеет свою устойчивость к деформации, как всякий живой организм имеет запас прочности. Во времени у кого-то этот запас может оказаться достаточным, а у кого-то – нет. Одаренность актера – всегда высокочувствительная организация на ответные реакции, разумеется – в мнимости, которая может не проявляться во внешних признаках.

В 1, 2 и 3 пунктах проявляется природа актерская, в пунктах 3 и 4 проявляется мастерство. Природа и мастерство режиссера может обнаружить себя в отношении ко всем 4 пунктам. В способности увидеть, воспринять, представить и объединить.

 

Режиссер Юрий Кретов. Театр ДИКЛОН

 

 

Подготовила к печати Наташа Александрова

+7 996 793 6977

https://t.me/KretovYuri_admin

 

Публикация с сайта https://vk.com/kretovyv

 

 

 

Дорогие читатели, поддержите газету! Наша газета в Ваших руках, всё, что Вам нужно сделать, это нажать на кнопку Вконтакте, которая находится выше этой надписи. Вы можете сделать репосты любого числа наших статей. Помогите газете и мы будем писать еще больше, интереснее и активнее!