«Полосатый рейс» и «Виринея»

dadmin Газета, Статьи из газеты №17 (2019)

Успех и «не очень»

 Вышедший в 1961г. «Полосатый рейс» стал одной из любимейших советских кинокомедий, смотрели которую –  не раз и  не два – десятки миллионов. Смотрели и восторгались. Радовались и восхищались. И потрясающему по своей уникальности сюжету. И блестящему исполнительству Евгения Леонова и Маргариты Назаровой, Игоря Дмитриева и Алексея Грибова,  Алисы Фрейндлих и Алексея Смирнова.

Радуются и восхищаются и сейчас, однако если спросить, кто режиссер фильма? – будет пауза. И это удивительно, ибо кто ставил «Веселых ребят» и «Кубанских казаков», «Операцию Ы» и «Служебный роман» знают все. А тут – пауза. Если «подсказать», что режиссер этот снимал в своих фильмах супругу, то назовут кого угодно, что, естественно, и это: Г. Александров – Л. Орлову, И. Пырьев – М. Ладынину, С. Колосов – Л. Касаткину, С. Герасимов – Т. Макарову. С. Бондарчук – И. Скобцеву, Л. Гайдай – Н. Гребешкову, В. Басов – В. Титову, С. Соловьев – Т. Друбич. Р. Быков – Е. Санаеву, Г. Панфилов – И. Чурикову, В. Меньшов – В. Алентову, В. Шукшин – Л. Федосееву. Но вот чей муж режиссер «Рейса»? – не вспомнят.  Как не вспомнят, даже если назвать, наконец, фамилию этого режиссера – Владимир Фетин. Ну, Фетин, ну, Владимир, а кто это? Что он там еще снял? «Виринею»? Так там же Л. Чурсина играет, и он что – ее муж?

Да, и муж, и один лучших режиссеров советского двадцатилетия. Что постараемся и доказать, и именно в связке Фетин – Чурсина. И родился Владимир Александрович Фетин 14 октября 1925г. в Москве, родом из немецких дворян Фитингоф, которые после Революции предпочли стать Фетингами. А уже ближе к выходу на экран «Рейса» Владимир для титров решил вообще русифироваться и стал просто тем самым Фетиным (хотя в документах так Фетингом и остался). В своей биографии участвовал в Великой Отечественной войне, после нее работал чертежником и мастером технологического оборудования, а в 1955г., уже в 30 лет, поступил во ВГИК. Карьеру начал с создания сюжетов для программы «Фитиль», а в год окончания, в 1959г., состоялся его режиссерский дебют, и на Ленфильме (перебрался навсегда в Ленинград) снял свой первый, пусть и короткометражный, но по М. Шолохову,  детский фильм «Жеребенок».

Пережив успех и обретя опыт, решил сосредоточиться на фильме полнометражном, и в 1961г. «вдарил» по всем «Полосатым рейсом». Успех поимевший оглушительный, а бенефис на все времена нескончаемый, сюжет которого, что буфетчица на корабле «Евгений Онегин» обнаруживает в себе талант дрессировщицы, счастливо выходит замуж за помощника капитана и становится, разъезжая на открытом ЗИС-110 с огромным, на удивление всем, тигром, потом знаменитой. Но что дальше, после такого апофеоза? А дальше, поскольку увлечение М. Шолоховым не ослабло, Фетин в 1964г. снимает по нему еще и достаточно трагичную «Донскую повесть», в которую на главную роль привлек молодую и малоизвестную Людмилу Чурсину.

Биография, которой к тому времени была такой, что родилась она – Людмила Алексеевна Чурсина в Душанбе 20 июля 1941г., в семье кадрового военного. Почему и пришлось со всей семьей, да еще и в годы войны, поколесить по стране, и жила она и на Кавказе, на Камчатке, Чукотке и в Заполярье. После войны семья остановилась в Тбилиси, где Людмила пошла в школу, освоила грузинский язык, приняла местные традиции и по душе ей пришлись грузинские песни. Зарекомендовала себя хорошей ученицей, причем больше ей нравилась физика и геометрия, а когда в 7-ом классе пришлось переехать в Великие Луки, школу в 1959г. закончила вообще с золотой медалью.  Почему и поехала в Москву поступать в МАИ (авиационный институт), но, за компанию с приятельницей, сдала документы еще и в 3 театральных ВУЗа.  В которые, во все три, после сдачи экзаменов была принята, но не ГИТИС и не ВГИК выбрала, а предпочла Театральное училище им. Б. Щукина.

И, начиная с 1961г., стала играть небольшие роли в кино: 1961г. – «Когда деревья были большими» (Зоя), 1962г. – «На семи ветрах» (медсестра Настя).  В 1963-ем году выпуска стала работать в театре им. Е. Вахтангова, где получила две небольшие роли, и снялась в эпизоде «Утренних поездов» (Тонечка). И тут, ставший, благодаря «Полосатому рейсу», достаточно тогда известным, режиссер Фетин предложил ей роль не проходную, а самую, что ни на есть, главную. Молодой, с сильным характером и непростым нравом Дарьи в «Донской повести» («Шибалково семя»), где играл этого Якова Шибалка, ставшего отцом ее ребенка, и ее же, за предательство, застрелившего – Е. Леонов, и кто же откажется? Она и не отказалась, и фильм имел большой успех. Как не отказалась, в свои 23 года, и стать женой 41-летнего режиссера. На долгие 17 лет.

А тогда, с 1965г., стала работать с ним на Ленфильме, но пока последовал определенный перерыв в совместном творчестве. И Людмила, став уже широко известной, продолжила активно сниматься, уйдя ради этого в 1966г. даже из театра. Два фильма, один из которых «Два билета на дневной сеанс» (Инга-эстонка) – в 1966г. Два, включая «Весну на Одере» (Таня) – в 1967г. Пока, наконец, супруг, хорошо сосредоточившись, в 1968г., не предложил ей главную роль в «Виринее» (простая деревенская женщина, пытавшаяся найти себя в событиях Гражданской войны). Фильм тоже имел успех, Чурсину уже многие знали и любили. Она стала известна и популярна, и стала играть, играть и играть. В 1968г. сыграла еще в трех фильмах, в том числе, «Журавушке» (Марфа), за что в 1969г., на XVII кинофестивале в Сан-Себастьяно получила Гран-при и стала известна в мире. И «Щите и мече» (фрейлен-ефрейтор).

В 1969г. сыграла  в «Адъютанте его превосходительства» (Оксана) и «Угрюм-реке» (Анфиса Козырева), за что в том же году ей присвоили звание Народной артистки РСФСР.  В 1970г. получила Премию РСФСР им. Братьев Васильевых, вступила в КПСС, и Фетин снял ее во второй главной их общей роли – «Любовь Яровая». Далее Людмила снялась еще в 6 фильмах, памятна из которых «Олеся», и в 1973г. еще одна, и последняя работа в фильме мужа «Открытая книга» (Татьяна Власенкова). В том же году в Калькутте, на Международном кинофестивале детских и юношеских фильмов за «Полосатый рейс» он получил Серебряную медаль, а в 1974г. Чурсина стала работать в Академическом театре им. Пушкина в  Ленинграде, где проработала 10 лет. В 1975г. В. Фетину присваивают звание «Заслуженного деятеля искусств РСФСР», а далее их пути расходятся. И не только творческие.

В 1976г. в «Сладкой женщине» Владимир хотел снять ее в главной роли глуповатой, пустой и корыстной женщины, и даже съемки ради нее затеял, но то ли роль не понравилась, то ли по другим причинам (ниже поймете по каким) Людмила отказалась. Сыграла все Наталья Гундарева, для которой это стало первой серьезной работой в кино, а сама Чурсина снялась в том году в трех других фильмах. И до 1981г. еще в  восьми. Наиболее памятными из которых стали «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (Екатерина I)  и «Долгая дорога в дюнах» (Катерина). Фетин в 1979г. выдал «Таежную повесть», в 1981г. – «Пропавшие среди живых», а Чурсина 2 декабря достигла вершины, став Народной артисткой уже СССР.

И здесь в биографиях творца «Полосатого рейса» и «Виринеи» можно подвести определенную черту. Успех и «не очень», как, оказалось, соседствуют рядом, и как больше той Чурсиной – «Журавушки», «Виринеи» и Дарьи из «Донской повести», любимой и почитаемой во всем Советском Союзе, больше не суждено было увидеть. Так и талантливого режиссера Фетина не суждено было увидеть вообще. К чему шло не один год, и снимал Фетин уже немного не только потому, что был в «творческих поисках», но, к сожалению, и потому, что впал в серьезную алкогольную зависимость. Людмила делала все, чтобы ему помочь, но в борьбе с ненавистной привычкой оказалась бессильной. В 1981г. супруги подали на развод, «Виринея» в эмоциях была даже близка к самоубийству. А творец «Полосатого рейса» 20 августа, в свои 55 лет, он недугов своих алкогольных, скончался. Фильм с созвучным, как оказалось, названием «Пропавшие среди живых» вышел на экраны уже после его смерти, похоронен в Ленинграде на Центральной аллее Южного кладбища.

А в биографии Чурсиной наступила минорная пауза. В 1982-83гг. снялась всего в 4-х проходных ролях. Как смогла, вышла замуж за океанолога ЦНИИМФ Владимира Петровского, с которым прожила 2 года, и в 1985г. рассталась. В 1984г. вернулась в Москву, в Театр Советской Армии, где служит до сих пор, играя, в основном, женщин аристократического типа. Но далее все более близилась и приближалась «перестройка», и если за заслуги в укреплении культурных связей с Республикой Афганистан Чурсина в 1989г. была награждена Орденом Дружбы народов, то в жизни личной успехов никаких не последовало. И, да, в 1987г. она в третий раз  – на этот раз, ни много, ни мало – за сына Юрия Андропова, дипломата Игоря выходит замуж. Но в 1991г., через 4 года, развелась и с ним, объясняя, что обрести счастье им помешала собственная состоятельность – никто не хотел менять привычки и свой образ жизни. Детей от всех браков у Людмилы Алексеевны так и не было, в том же, 1991г., с ликвидацией КПСС, прекратила она свое в ней членство. А в жизни творческой, учитывая уже и все более, возрастные роли, с 1986 по 1994гг. сыграла всего их 10, не очень значимых. Вспомнить их которых можно, разве что Светлану из «Досье человека в «Мерседесе» (1986), за которую от КГБ она получила Премию.

Но в 2000-е годы все стало радикально, переходя на коммерческие рельсы, меняться, начиная с того, что в 2000г. она была награждена Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. И началось возрождение, но уже  другой, и совсем другого уровня, Чурсиной, снимавшейся много, но не очень продуктивно. 11 проходных возрастных ролей до 2006г. По 5 – в 2007 (памятна из которых разве что Анна из «Дома на Английской набережной») и 2008гг., наиболее известны из которых «Мой муж – гений» и «Райские яблочки» (учительница Мария Васильевна). 6 – в 2009г.; 2 – в 2010г., 5 – в 2011г. и 6 – в 2012г. (памятно только название «Как выйти замуж за миллионера», Серафима Георгиевна). За что – продуктивность такую, множенную на известность, пошли и награды. В 2011г. «За многолетнюю творческую деятельность» – Орден Почета. В 2012г. «За служение театральному Отечеству» – Премия им. А. Миронова «Фигаро». Стала академиком Российской академии кинематографических искусств «Ника» и академиком Национальной академии кинематографических искусств и наук России.

И далее, в 2013 -2017гг. еще 10 работ, последней из которых стали только что вышедшие «Чисто московские убийства», где она – Екатерина Власова, владелец сети салонов красоты «Екатерина Великая». Что, конечно, все это – много и плодотворно. Сравнительно, к примеру, с тем, что в период до 1981г. Чурсина сыграла в 33 фильмах, а после – сразу в 64-х. Но только вот может ли кто-то вспомнить хоть несколько их названий, не говоря уже о ролях и режиссерах? О, нет. То, что сыграла Народная артистка СССР до «Журавушки», «Виринеи» или «Любови Яровой» никак не тянет. Все это проходные, заурядные, коммерческие «творения». А их «творцы» никак не уровня создателя «Полосатого рейса».

На чем сказ о дуэте Фетин – Чурсина и биографиях их заканчиваем. Констатируя лишь, что успехи «Полосатого рейса» и «Виринеи» соседствовали в них, увы, и с «не очень». Один злоупотребил спиртным, и жизнь свою в 55 лет кончил. А другая, хоть и жива, и здравствует, но только вот так ли успешна, счастлива?

                                                                                         

Геннадий ТУРЕЦКИЙ

Дорогие читатели, поддержите газету! Наша газета в Ваших руках, всё, что Вам нужно сделать, это нажать на кнопку Вконтакте, которая находится выше этой надписи. Вы можете сделать репосты любого числа наших статей. Помогите газете и мы будем писать еще больше, интереснее и активнее!