«Ной портфель у тебя…»

dadmin Газета, Статьи из газеты №21 (2019)

Одна роль. Но какая!

Прошло столько лет, а я до сих пор хорошо помню фильм Ильи Фрэза «Я Вас любил» (1967г.). Как, полагаю, помнят и все, кто его вообще смотрел – а смотрели многие. Из-за замечательной первой Чистой возвышенной юношеской Любви Его – десятиклассника Коли Голикова и, конечно, Ее – небесно чистой, волшебно светлой учащейся хореографического училища Нади Наумченко. Ну, то, что Его сыграл хорошо всем известный по многим фильмам Виктор Перевалов, вспомнят сразу, и многие, но кто сыграла Ее? Фамилия что-то забыта – более она нигде не снималась, да и вообще, что с ней, какова судьба? Постараюсь, поскольку и фамилию ее, и образ не забывал никогда, хотя бы что-то о той воздушно-хрустальной «Наде» напомнить.
Итак. Оба они родились в Ленинграде: Виктор Перевалов 17 февраля 1949г., а Виолетта Хуснулова (именно так ее зовут) на год раньше, 9 февраля 1948г. Он с детства, из-за вздернутого своего носика, снимался, снимался и снимался, а Вета (Виолетта) увлекалась балетом, училась в Ленинградском хореографическом училище им. А. Вагановой. Правда, ближе к окончанию, в силу своих балетно-сценических способностей, также была приглашена и снялась в двух крошечных, совершенно незапоминающихся ролях. В 1965г. вышел фильм «Третья молодость» про приехавшего в Россию французского мастера балета Мариуса Петипа, где она сыграла роль дочери от его отношений с Машей Суровщиковой – тоже Маши. И в «Айболите-66» «сыграла», если так можно выразиться, «третью танцующую обезьянку».
И вот, 1967г.! Неожиданное приглашение Ильи Фрэза – попадание было 1000-проценто точным! – в «Я Вас любил», где пути 18-летнего Виктора и 19-летней Виолетты пересеклись. И как! Свою единственную (именно единственную в жизни) роль она не сыграла – прожила так, что после выхода фильма тысячи мужчин и юношей буквально влюбились в светлый, чистый, одухотворенный и трепетный образ Наденьки ее Наумченко. Виолетта

Хуснулова стала символом женственности и воплощением изящества! Почему? Вкратце напомним сюжет. Коля и Надя в кампании познакомились, и, как это часто бывает, приглянулись друг другу. Она – своей возвышенностью, утонченностью, какой-то внутренней – точно изнутри светилась, чистотой. Он – скромностью, даже застенчивостью, надежным духом товарищества: хорошо учился и всегда был готов помогать. Симпатии крепли, и, как это часто у юношей бывает, Коле Голикову, чтобы приглянуться больше, захотелось изобразить себя каким-то уже повзрослевшим, преодолевшим в отношениях с девушками застенчивость.
И начались испытания. На танцевальный вечер пришел с гладко прилизанной прической, в темных очках, с бантиком «кис- кис». Когда подошла Надя, видя его таким, очки сразу же сорвала, но Коля, успокаиваться не желая, решил «выделиться» перед ней в танце. И, когда они пошли в паре танцевать, на скромную ритмику Нади, стал выделывать какие-то, совершенно невероятные прыжки с ритмическим размахиванием – вскидыванием обеих рук. Танцем Надя пыталась «успокоить», ввести в канву, он не прекращал – только подпрыгивал и размахивал, и, тем не менее, когда вечер кончился, в знак, несмотря ни на что, симпатии, она разрешила ему себя проводить. Они долго шли по вечернему городу, то о чем-то говорили, то молча.
И, когда уже совсем подошли к ее дому, случилась кульминация, она спросила: – О чем ты сейчас думаешь? – А ты? – Я первая спросила. – Я думаю про тебя, а ты? – Я думаю про тебя… То, что и ты про меня. – Положительно или отрицательно? – Положительно. А ты? – Еще как положительно! Потом еще постояли, все не могли
проститься, и она еще раз: – А сейчас о чем думаешь? – А я не получу портфелем по голове? — «Мой портфель у тебя» (Коля действительно весь вечер, после танцевального вечера, нес портфель с ее атрибутикой) После чего он придвинулся и нежно-нежно впервые поцеловал в щечку. И, казалось бы, вот она – вершина чувств.
Но, вдохновленный смелостью, когда рядом вдруг проходила какая-то более взрослая кампания, и один из ее персонажей вальяжно спросил у Коли: – У тебя прикурить есть? На что тот самоуверенно (как будто каждый день, и не раз) полез в карман и достал оттуда (для «взрослости», хотя сам никогда не курил), щелкнул зажигалкой. А когда прохожий, взглянув на отвернувшуюся Надю, одобрительно оценил: – А она ничего, и Коля снисходительно улыбнулся – терпению Надиному за весь вечер пришел конец, и она зло потребовала: – Отдай портфель? – Не отдам.- Отдай! – Не отдам! Тогда вырвала и со всей силой действительно трахнула им Колю, убегая, по голове: – Никогда не ходи меня провожать! Понял? Мне с тобой неинтересно! И все, так прекрасно, светло начинавшееся оборвалось, рухнуло.
Кончилось лето, прошла осень, началась зима. Он хотел ее, хотя бы издалека, видеть, прятался у училища, чтобы не заметила, скрывался за углом. Сильно переживал, многое переоценил, и решил больше никогда в таком виде не быть, не появляться. И, вот, к счастью, подруга Нади по старому знакомству дала билеты в театр на балет – с их, Надей участием, Колиным друзьям. Сказала об этом Наде, и та застенчиво поинтересовалась:
– И Коле тоже? И, когда узнала, что и он здесь, уже сама Надя
– как и он, когда-то, из-за угла, в щелочку меж портьерами, решила найти, посмотреть, как он на представление реагирует. И через полгода разлуки нашла, увидела его таким (именно таким светлым, вдохновленным), каким всегда и хотела видеть (хотя он об этом в тот момент ничего и не узнал). И, уже сама тем вдохнов
ленная, в заключительной сцене, когда партнер по роли должен был, наклонившись, ее поцеловать, вспомнила, в ушах прозвучало, как тогда, в предвкушении с замиранием, Коле произнесла: «Мой портфель у тебя…». Тому, верному ей Коле, который… « Я вас любил так искренне, так нежно…»
Вот, собственно, и все. В чем-то даже наивно. Но как Чисто, Возвышенно! И, чистоту, возвышенность, светлость несла в себе именно Надя – 19-летня Виолетта Хуснулова. Но на этом, собственно, и кончилась вся ее публичная, даже сценическая жизнь. Хотя популярность стала феноменальной, число поклонников за такую ее Чистоту и Возвышенность стало зашкаливать. Но и в жизни реальной была такой же мягкой, светлой, ненастойчивой, и потому и не стала профессиональной танцовщицей, станцевав только несколько сольных партий в Малом оперном театре. И не снималась – хотя и приглашали, в кино. Разве что узнать ее можно бьшо только (в титрах даже не было сказано) в замечательном телевизионном фильме-балете «Анюта» (1982). Могущая стать знаменитой, Виолетта Хуснулова ушла в небытие, тишину. Обычную жизнь и домашний уют, в чем ее пути с Виктором Переваловым разительно разошлись.
Он снялся еще в большом числе, пусть и эпизодических, но ролей, был на виду, публичен, незабываем. Однако не очень следил за собой, много курил, появилась хроническая болезнь легких, пережил инсульт, операцию на глазах, тяжело дышал, и от инфаркта, 5 июля 2010г., в возрасте 61 года скончался. Похоронен на кладбище «Памяти жертв 9 января». Однако, как это ни горько, позволил тем вспомнить многим и о ней: 7 ноября 2009г. его, такого, «Колю Голикова», в таком его состоянии, пришла в больнице навестить пенсионерка Виолетта Сафиевна Хуснулова. Та самая «Надя Наумченко», о чем передали даже «Вести». «Голикова» уже 9 лет нет, а «Надя» продолжает тихо в С. Петербурге здравствовать. Здоровья ей и долголетия! Огромное спасибо за «Мой портфель у тебя» – в высоких чувствах это всегда дает большие Надежды и Смысл! Спасибо! «Портфель», как можем, храним, сохраняем! Благодарим! Одна роль, но какая!

Генадий Турецкий

Дорогие читатели, поддержите газету! Наша газета в Ваших руках, всё, что Вам нужно сделать, это нажать на кнопку Вконтакте, которая находится выше этой надписи. Вы можете сделать репосты любого числа наших статей. Помогите газете и мы будем писать еще больше, интереснее и активнее!