Как Сталин начал Индустриализацию

dadmin Газета, Статьи из газеты №17 (2019)

Особо не афишируя

  3 апреля 1922г. на XII Съезде И. Сталин был избран Генеральным секретарем РКП (б), став, фактически, руководителем огромной Страны, доставшейся ему в состоянии колоссальной разрухи после Революции и Гражданской войны. И что делать, если и до них Россия из машин и оборудования мало что сама производила, импортируя более из Германии, в меньшей степени из Англии и США? Что, если после собственного производства осталось совсем, почти ничего, и потому, как говорил Сталин позднее, 4 февраля 1931г.: «Мы отстали от передовых стран на 50 -100 лет»? Что, если в 1914г. в Российской империи запасов золота было 1311 т, а  в Советской России в 1923г. только 400, а в 1928г. и вовсе 150?  Да, в любом случае, только одно! Так отставшей, разрушенной стране все равно почти аврально нужны модернизация и индустриализация:  «Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет», ибо «Либо мы сделаем это, либо нас сомнут»! Но только вот как, если рассчитывать приходилось только на энтузиазм, колоссальный труд и дисциплину миллионов советских людей малограмотной тогда страны?

Идеологически оно, конечно, все верно, и именно невероятной увлеченностью и замотивированностью поверивших в идеалы Революции советских людей все это потом и будет преподноситься. Но что реально?  А реально умный Сталин видел и понимал, что для любой модернизации всегда нужны две прагматичные вещи. Радикальное перевооружение на современную технику и технический прогресс (которых у СССР не было) с масштабным импортом машин, оборудования, технологий, специальной аппаратуры и инструментов; с приглашением соответствующего количества иностранных специалистов, чей опыт и знания необходимы для монтажа и пуско-наладки оборудования, освоения технологий и оптимизации производственных процессов. И затрачиваемые на это колоссальные объемы валюты и золота, которых не было тоже, но которые тоже как-то надо было добывать.

Видел, понимал, что идти придется именно по такому – других просто нет, пути. Афишировать, чтобы Патриотизм и социалистическую идеологию Труда не сбивать – это не стал, а вот к Действию приступил. Начиная с попавшей в сходную после кабального в 1919г. Версальского мира ситуацию Германии, которой, в частности, запрещено было иметь крупную армию и развивать военную промышленность. 16 апреля 1922г., через 2 недели после избрания Сталина, с ней (с другими странами позднее – СССР они не признавали, с США только 16 ноября 1933) были заключены дипломатические отношения, и по секретным договоренностям немцы строить промышленные объекты в нашей стране стали по следующей схеме. Строили и размещали на них свои заказы – часть самолетов и пушек при этом, оставляя, а часть, увозя к себе. Индустриализация стартовала, были введены льготы по беспошлинному про­пуску грузов (1923), при передаче на договорных началах советских хозяйств, земельных участков, угодий (1925). Значительное распростране­ние с зарубежными фирмами получили договоры о технической помощи, когда вместе с поставляемым в страну оборудова­нием для его установки и пуска приезжали иностранные спе­циалисты и рабочие. На 1 октября 1928г. на концессионных предприятиях трудилось около 2 тыс. таких лиц, а в 1930г. было принято специальное Постановление, которое открыло дорогу массовому притоку иностранцев. Задача по их подбору была возложена на представителей ВСНХ при Торгпредствах за рубежом, для всех приехавших устанавливались, специальные условия проживания, снабжением занимался Инснаб, были приставлены переводчики. И, кроме того, ле­том 1930 г. на XVI съезде ВКП (б) было принято решение и о расширении практики посылки за границу советских рабо­чих и специалистов для их там обучения.

Всего с семьями приехало до 80 тысяч иностранных рабочих и специалистов, но среди них примерно 18 тысяч американцев, а почему? Да потому, что Сталину с ними по мере приближения в 1928г. Первой пятилетки, можно сказать, «повезло». Приближалась и Великая, прежде всего, в США, депрессия, что капитал заставило там активно зашевелиться, чтобы, где получше, повыгоднее себя проявить. Для чего СССР как раз очень подходил, как, отчасти, и для нас, ибо Сталин еще в 1924г. заявил: «Сочетание русского революционного рвения и американской эффективности – суть ленинизма». Что и использовал. Сотрудничество с компанией именитого архитектора Альберта Кана «Albert Kahn, Inc», специализирующейся в области промышленной архитектуры, началось в 1928г., когда ей была предложена программа контрактов на тракторные заводы. В частности, на крупнейшие в Сталинграде, Харькове и Челябинске.

Проекты выполнялись в Детройте, остальная работа делалась специальным офисом в Москве, в котором работало 1 500 чертежников. Впоследствии это московское проектное бюро стало Госпроектстроем, число его сотрудников выросло, в нем трудились 25 американских и 2,5 тысячи советских инженеров, которые изучали западную науку проектирования и строительства крупных промышленных объектов. Первый, Сталинградский тракторный, в США был, фактически, полностью создан, затем перевезен в Сталинград и там собран. В Харькове уже, по опыту, делали более сами, а Челябинский был сориентирован (с прицелом, видимо, под танки) на гусеничную технику.

Но заводы заводами, а где техника, и за фирмой Альберта Кана на советский рынок последовали другие ведущие гиганты американского бизнеса. Так фирма сельскохозяйственной техники, тракторов и грузовых автомобилей «International Harvester» дала образцы своей техники, и первые отечественные трактора СХТЗ 15/30 и гусеничный «Сталинец 60» – это «International McCormick 15|30» и «Caterpillar 60». Компания «Ford Motors Company» по образцу своих сборочных производств создала автомобильные заводы в Москве – ЗИС (позднее ЗИЛ) и около Нижнего Новгорода – ГАЗ. Город за что прозвали «русским Детройтом», а в его пригороде возник Американский поселок. По американским проектам была создана ДнепроГЭС, главным инженером-консультантом был Хью Купер, а турбины для гидроэлектростанции поставляла компания «General Electric». По завершении строительства, Купер и еще 5 американских инженеров были удостоены Ордена Трудового Красного Знамени. «Radio Corporation of America» была задействована на телевидение, кинематограф и звукозапись, «Dupont de Nemours» на химическую промышленность (пластик, синтетика, целлофан, нейлон), а филиал немецкой компании «Demag» был зашифрован под ЦБТМ (Центрального бюро тяжелого машиностроения).

В строительстве Магнитогорского металлургического комбината (практически копии завода в г. Гэри, штат Индиана) работало 250 американцев, а также немецкие и другие иностранные специалисты. 330 специалистов и 1 050 рабочих (большинство – из Германии, часть – из США) трудились на предприятиях угольной промышленности: Кузбасс, Черембасс. Трудились на Кузнецкстрое и Сибкомбайне, в проектных организациях (Шахтстрой), в некоторых научных учреждениях. На строительстве Уралмашзавода работало 150 иностранцев, на Краматорском металлургическом заводе – 500 немецких специалистов. В промышленности горнодобывающей и цветной металлургии, включая добычу золота (Сталину понятно, почему)  и редкоземельных металлов – на всех ее стадиях, от добычи руды до получения готового металла – было трудоустроено 200 американских инженеров в дополнение к иностранным специалистам, прибывшим по программам технического содействия и по индивидуальным контрактам. На работах по механизации угольных шахт Донбасса было задействовано около 2 000 иностранных специалистов, примерно 80 % которых составляли немцы.

«Повезло» Сталину и что покупать средства производства нам выпало по сниженным, в связи с «Депрессией», ценам, хотя и продавать свое на рынках готовой продукции приходилось дешевле.  Однако индустриализация идет, строительства, закупки машин и оборудования осуществляются – масштабы грандиозные, но как расплачиваться? Иностранцы ехали не вкладывать капиталы, а их зарабатывать, никаких долгосрочных банковских кредитов Запад СССР не давал. Кое-какие, правда, шли, но краткосрочные, и получателями были не российские импортеры, а американские экспортеры. Были и отсрочки платежей, которые предусматривались контрактами на поставку оборудования, строительно-монтажные работы и т.п. работы и услуги – основная часть платежей переносилась на срок после пуска объекта.

Так вот как расплачиваться, где самим брать валюту? По сталинским расчетам в 1928г. на валюту шел, в первую очередь, советский товарный экспорт. Пушнина и меха -17%; нефть и нефтепродукты – 16%; лес и пиломатериалы -13%; масло – 7%; зерновые (хлеб) – 7%. Касательно зерновых, хотя производство их в результате коллективизации заметно увеличилось, основная часть продукции колхозов шла в города и на стройки пятилеток – коллективизация не только давала дополнительное количество сельхозпродукции, но и высвобождала миллионы рабочих рук, которые нужны были на площадках индустриализации. И вторая часть платежей – золото. И да, в 1928г. запасов было всего 150 т, но Сталин прекрасно понимал, что золото, точнее его наличие – залог стабильности и роста всего, дал команду резко увеличить, силы нашлись, процесс пошел – да так, что в 1941г. запас достиг своего исторического максимума 2800 т. Вот как! Кроме того, определенную роль в золоте сыграл и такой источник драгоценных металлов, как сеть магазинов Торгсин (скупка драгоценных металлов и валютных ценностей у населения и иностранцев в обмен на дефицитные потребительские товары). Максимальные объемы принятого от граждан золота были зафиксированы в 1932г. – 21 т и в 1933 гг. – 45 т.

Как видим, и технику, и специалистов по-сталински смогли привлечь, и как расплачиваться с ними нашли. Всего в годы Первой пятилетки в СССР трудились примерно 20 тыс. специалистов и рабочих из индустриальных стран Запада: главным образом немцы, граждане США, а также чехи, финны, итальянцы, французы, испанцы, шведы, и с их помощью крупнейших транспортных и промышленных сооружений в СССР было создано: США – 27 (2 – в Москве; 5 – в Нижнем Новгороде, 6 – в Сталинграде, 1 – в Магнитогорске, 3 – в Челябинске, 10 – в Новокузнецке). Германия – 20 (9 – в Казани, 7 – в Перми, 4 – в Свердловске) И 8 заводов в Новосибирске построили чехи. Всего крупнейших предприятий в стране ударными темпами было создано более 500, а вообще более 1500 объектов. Кроме того, проводилась реконструкция ранее действовавших производственных объектов (в том числе тех, которые были построены еще до революции).

Однако к 1932г. Первая пятилетка досрочно заканчивалась. Мы очень быстро перенимали у американцев и немцев, как нужно строить промышленные объекты, к примеру, первую домну Магнитки выкладывали 2,5 месяца полностью под присмотром американских рабочих, а на четвертую ушло меньше 3 недель. С помощью иностранных инженеров было подготовлено более 2 млн. советских специалистов, которые освоили новые технологии, стали заниматься их дальнейшим развитием. Многое в части индустриализации было сделано, помощь западных ­спецов уже особо была не нужна, контракты с ними под разными предлогами стали рваться, а в Германии пришел к власти Гитлер: сотрудничество было приостановлено, хотя все заводы остались. Сталин поставленную цель выполнил, а насчет не афиширования «как» – он был прав! Это Мы сами провели индустриализацию, Мы – умные и великие,  хотя и пришлось пойти на некоторые жертвы. Но так было достигнуто главное – невероятная замотивированность советских людей на честный и высокопроизводительный труд. Люди видели, ради чего они работают, причем не только в смысле поднятия уровня своего собственного личного благосостояния, но и в плане развития страны, которая расцветала буквально у них на глазах!

В годы Второй пятилетки (1933-1937) основная часть иностранных рабочих и специалистов СССР  покинули – и понеслась Вторая уже без них, остановить ничто было уже невозможно. Прирост производства за Нее, досрочно выполненную (4 года и 3 месяца) – составил 73%,  а среднегодовой прирост – 17,2%! Производительность труда, например, в крупной промышленности возросла на 82%, и Главное – Страна стала экономически полностью независимой. Мы научились все уметь – и все стали делать сами, удельный вес импортной продукции к 1937г. уже не превышал 0,7%.  Впервые начался массовый выпуск самолетов, грузовых и легковых автомобилей, тракторов, комбайнов, синтетического каучука, различного вида вооружения и военной техники. В 1940г. по сравнению с 1913-м валовая продукция промышленности была увеличена в 12 раз, производство электроэнергии – в 24 раза, добыча нефти – в 3, добыча чугуна – в 3,5, стали – в 4,3 раза, выпуск станков всех видов – в 35 раз, в том числе металлорежущих –  в 32 раза.

За 12,5 лет предвоенных пятилеток в самых разных районах было построено 364 города, введены в строй 8070 заводов и фабрик; металлургических и химических комбинатов; шахт, электростанций и нефтепромыслов. В расчете на день в рамках того отрезка истории получалось по два промышленных предприятия – темпы невиданные! Многие предприятия до сих пор составляют основу нашей промышленности. Страна преодолела технико-экономическую отсталость, Советский Союз стал Великой мощной державой. По объему промышленной продукции мы вышли на второе место в мире, уступая лишь США, а по темпам индустриального роста превзошли и их показатели.

Ну а то, что Иосиф Виссарионович не очень афишировал, как все это начинал – оставим Истории. Он оказался Прав: все делал, творил Великий Советский народ!

 

Геннадий ТУРЕЦКИЙ

Дорогие читатели, поддержите газету! Наша газета в Ваших руках, всё, что Вам нужно сделать, это нажать на кнопку Вконтакте, которая находится выше этой надписи. Вы можете сделать репосты любого числа наших статей. Помогите газете и мы будем писать еще больше, интереснее и активнее!