В Кишиневской онкологической больнице на 82-м году жизни скончался всеми любимый Будулай, так и не простивший русских за оказанную ему всенародную любовь и медицинскую помощь.
Да, когда он был ярким и удивительным своей харизматичностью актером, снявшимся в двух любимых отечественных фильмах. Образ «настоящего мужика», героя, был близок его внешнему образу. Но внутренний мир актера Михая Волонтира оказался с гнильцой. При советской власти он успел получить от благодарных зрителей всевозможные блага и народную славу. Человеком он был талантливым, обласканный не только местными властями, но и московскими: народный артист СССР, лауреат Государственной премии РСФСР и т.д. и т.п. Более того, благодаря фильмам, снятым именно на российских киностудиях, на Волонтира обрушилась не просто всесоюзная слава, но и всеобщая любовь. Ещё бы – киношные герои актёра были людьми добрыми, справедливыми, по-житейски мудрыми. А, как сами понимаете, экранный образ всегда отождествляют с человеком, его создавшим, наделяя реального актёра качествами выдуманного картонного персонажа. Но когда грянул распад СССР, Волонтир оказался одним из тех, кто активно подхватил песню про «русских оккупантов»: «Русские убирайтесь вон из Молдовы. Чемодан – вокзал – Россия. Угнетателям и поработителям не место в нашей стране. Объединение с Румынией – это наш единственный путь». Именно такими представителями культурных национальных псевдоэлит и поддерживались тогда лозунги о выдворении русских из бывших советских республик. Именно после этого и поплыли по красному от русской крови Днестру куски разрубленных заживо человеческих тел, этих самых «русских оккупантов», которые создавали для молдаван и прочих все блага цивилизации, строили школы, больницы, театры, библиотеки. Русских давили танками под Тирасполем, выгоняли из квартир в Кишеневе, сжигали в Бендерах.
Как известно, после распада СССР, процветающая и зажиточная Молдавия превратилась в Молдову – одну из самых нищих стран Европы, если не в самую нищую. Вместе со страной в крутое пике ушёл и «освободитель» Михай Ермолаевич Волонтир. Фильмы в Молдове не снимали, в местный драматический театр почти никто не ходил, зарплаты актёров стали грошовыми, а о самом Волонтире в независимой республике вскорости народ позабыл, утонув в своих трудностях и переживаниях. Помнили о нём – киношном цыгане Будулае Романове – с любовью и благодарностью только в России.
Проходит ещё время, и диабет добивает Волонтира. Актёр слепнет. Денег на операцию нет, так как у него – художественного руководителя театра – зарплата равна в эквиваленте приблизительно восемнадцати долларам. Как думаете, где всем народом собирали деньги на лечение и операцию нищему борцу с русскими и Россией? В родной Молдове, за свободу которой так яростно ратовал Волонтир или братской Румынии, в чьи объятия стремился Михай Ермолаевич?
Нет, именно в России. И собирали эти деньги простые русские люди, отрывая от сердца, скидывались из последнего, кто что мог, и, в итоге, собрали. А операцию Волонтиру делали в Санкт-Петербурге, в Военно-медицинской академии, спасали уже от рака.
Все эти годы издалека посматривая на Волонтира, я не переставал думать о том, что время и само течение жизни – безусловно, самые великие судьи на свете, которые всё расставляют по своим местам. И кто бы как не пыжился, не надувался и не придумывал бы какие-то политически ангажированные истории – он всё равно останется в проигрыше и ложь его будет обязательно раскрыта.
А больше всего мне хочется узнать – находясь на смертном одре – проснулась ли совесть у Михая Ермолаевича Волонтира, прозрел ли он, когда принимал помощь от великодушного русского народа, который он так в своё время уничижал и благодаря которому вновь стал видеть мир вокруг себя и на несколько лет отодвинул от себя раковые метостазы?
Вряд ли, метостазы слепой ненависти навсегда оккупировали и все здравое и светлое в его душе. Пора уже и нам, русским, запахнуть свою душу.
Денис УСОВ